УДК 81’23
Н.В. Зозуля
Национальный педагогический университет
имени М.П. Драгоманова
РОЛЬ ПЕСТУШЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
THE ROLE OF PESTUSHKA IN THE FORMATION OF CHILDREN’S LINGUISTIC PERSONALITY
Статтю присвячено дослідженню одного з жанрів дитячого фольклору – пестушки. Аналізуються лексичні особливості жанру, визначається вплив пестушки на формування мовної особистості дитини.
Ключові слова: дитячий фольклор, пестушка, мовна особистість, мовна картина світу.
The article investigates one of the genres of children’s folklore –pestushkas. The lexical features of the genre are analyzes, the influence of pestushka on the formation of the children’s linguistic personality and its role in the process of learning the native language is determined.
The problem of formation of linguistic personality is one of the most urgent problems of modern linguistic. It covers all aspects of the language and is associated with other sciences: psychology, sociology, philosophy, and others. The object of investigation in this case is a person and things, which surround it.
The works of children’s folklore differswith genres and stylistic originality, specific system of images and artistic means. In the process of historical development in these works acquired certain content and form that best meet children’s ethics.
Each genre of children’s folklore has its own features, corresponds to a child’s age and implements specific objectives folk pedagogy. So, with the help of pestushka child records in his mind the objects and actions in the process of accumulation of information about the world, start to get acquainted with the surrounding reality.
Pestushkaisthe small plot,which is formed in a simple spread or compound sentence.It accompanies the various steps of the child. Pestushkais included in a child’s life from the very first months and accompanies him to the end of the first year. It’s the verbal accompany of the exercises needed for health.
Kee words: children’s folklore, pestushka, linguistic personality, linguistic world-image.
Статья посвящена исследованию одного из жанров детского фольклора – пестушки. Анализируются лексические особенности данного жанра, определяется влияние пестушки на формировании языковой личности ребенка.
Ключевые слова: детский фольклор, пестушка, языковая личность, языковая картина мира.
Проблема становления языковой личности – одна из наиболее активно разрабатываемых проблем современной лингвистики, котораяохватывает все аспекты языка и находится на стыке целого ряда наук: психологии, социологии, философии, лингвистики и др. Объектом исследования при этом выступаеткак сам человек, так и то, что его окружает. Как невозможно изучать человека вне вербальной коммуникации, так невозможно познать язык, «не выйдя за его пределы и не обратившись к его творцу, носителю, пользователю – к человеку с конкретной языковой личности» [3,с. 248].
Вышесказанное обусловливает актуальность нашего исследования, посвященногоопределению роли детского колыбельного фольклора в формировании языковой личности ребенка, выявлению его роли в процессе обучения родному языку.
Произведения детского фольклора отличаются жанровым и стилистическим своеобразием, специфичной системой образов и художественных средств. В процессе исторического развития в этих произведениях выработались определенное содержание и форма, наиболее соответствующие детской этике, они стали основой в обучении ребенка родному языку и передаче от поколения к поколению национально-культурных и морально-этических норм и традиций.
Основы современных подходов к изучению фольклорного материала формировались в исследованиях В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, Г.М. Акимова, В.П. Аникина. Язык фольклора изучали Т.В. Цивьян, И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер, С.Е. Никитина, С.Ю. Неклюдова, К.А. Богданова и др. Исследованием детского фольклора занимались М.П. Чередникова, М.В. Осорина, М.Ю. Новицкая.
Каждый жанр детского фольклора (пестушка, потешка, прибаутка, колыбельная, считалка и т.п.) имеет четко выраженные жанровые особенности, соответствует определенному возрасту ребенка и реализует конкретные задачи народной педагогики.
Пестушка (от слова пестовать, то есть «нянчить, холить») – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Впервые в отдельную жанр пестушки выделила О.И. Капица [2], ее точку зрения поддержал В.П. Аникин [1].С языковой точки зрения, они представляют собой небольшие (от 2 до 8 строк) тексты, включающие разного рода повторы (слов, строк, звуков). Как правило, это один небольшой сюжет, сформированный в простом распространенном или сложносочиненном предложении и сопровождающий какое-либо действие ребенка.
Пестушки вводятся на начальном этапе в формирования языковой личности ребенка. Они входят в жизнь ребенка с первых месяцев и сопровождают его, как правило, до конца первого года, т.е. они относятся к первому периоду онтогенеза – доречевому.
По мнению ученых, пестушкивыполняют строго определенную бытовую функцию: они являются сводом приемов физического воспитания, вербально оформляя физические упражнения, необходимые для здоровья, и являясь вспомогательным приемом напоминания матери, когда и как необходимо проделывать ту или иную процедуру и как дозировать время [2; 4].
Главной особенностью жанра является его мажорность, так как, согласно требованиям народной педагогики, чтоб воспитать здорового, любознательного человека, необходимо в часы бодрствования поддерживать в нем радостное настроение. Поставленные цели реализуются опосредованно через приятные ощущения от касания материнских рук при массаже, свободного движения ручек и ножек, а также от общения с матерью: ее эмоциональное состояние (любовь, ласка, нежность) является своеобразной «коммуникативной установкой» для ребенка (речь идет о каузаци, т.е. «внушении» малышу положительных эмоций, что в свою очередь придает коммуникации мелиоративный характер). Эти первые впечатления фиксируются в памяти ребенка и формируют положительное отношение ко всему дальнейшему процессу обучения.
В текстах пестушек отражаются все стороны быта и крестьянской семьи, что усиливает конкретно-познавательный эффект и эмоциональность жанра. Номинируется только знакомое ребенку, только то, что можно подкрепить зрительно.
Тексты пестушек способствуют первичному знакомству с окружающим миром, несут информацию о нем; основная нагрузка ложится на слово, и именно оно должно содержать экспрессию. Таким образом, с первых месяцев жизни ребенок опосредованно вводится в мир трудовых процессов через представленные в текстах денотаты. В сознании ребенка формируется отношение к труду как к основной морально-этической ценности жизни.
Кроме того, в природе пестушек заложена эмоциональность, которая способствует активизации процесса овладения ребенком родным языком.
Интонационно пестушки выдержаны в мажорных тонах. Тексты имеют положительнуюэмоциональнуюокраску, поскольку наполнены материнской любовью и нежностью.
Все тексты пестушек классифицируются по целевому назначению: массаж тела ребенка (Потягунюшки, порастунюшки, Поперектолстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок; Вьюшки, вьюшки,Вьюшки-вью, Колотушки колочу, Приколачиваю.), обучение сознательному движению руками (Лунь плывет <…>, Уты полетели, На головку сели. Сели, сели посидели Да опять улетели), развитие опорно-двигательных функций (Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота. Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки; Топы, топы по лавочке, Цапы, цапы за лапочки; Скок-поскок, Сколочу мосток, Серебром замощу, Всех ребят пущу), утешение (У лисы болú, У волка болú, У Николаши боль На березку лес улети; Не плачь, не плачь, детка,Прискачет к тебе белка,Принесет орешки,Для маминой потешки.), стимулирование речевой деятельности (Ах, поет, поет Соловушка! Ах, поет, поет молоденький) и т.п.
Лексика пестушек четко ограничена:вербализуется только то, что окружает ребенка, что постоянно подкрепляется зрительными образами. Память ребенка не перегружается лишними, недоступными для понимания абстрактными языковыми значениями.Чаще всего в текстах представлены следующие тематические группы слов:
1) лексемы со значением родства: маменька, тятенька, бабушка, дедушка, брат (Батюшке – сажень! Матушке – сажень! Братцу – сажень! Сестрице – сажень! А мне – долга, долга, долга; Петушок, петушокНаповетку взлетел Трое лапотков сплелИ себе, и жене, и своячинке),
2) соматическая лексика: ручки, ножки, роток, голова-головка (Водичка, водичка, Умой мое личико– Чтоб глазки блестели, Чтобщечкигорели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок; Топ, топ, топ, топ, Ходи-ходи ножкой Твердо по дорожке);
3) названия животных и птиц (как домашних, так и диких): кот(кошка), собака; гусь, петушок; лошадка; волк, лиса; лебедь, лунь, соловушка(Та-та-та, та-та-та, Вышла кошка за кота; Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки, Топы-топы по лавочке, Цапы-цапы за лапочки; С гуся вода,С лебедя вода,С моего дитя – Вся худоба;Зайчик, ты зайчик, Коротеньки ножки, Сафьянны сапожки!..);
4) названия растений: березка (У волка боли, У лисы боли, У Николаши боль На березку в лес улети);
5) названия природных реалий: гора, лес, река; 5) названия одежды: рубашечка, чеботок(Тяни холсты – На покроичку; Тяни холсты – На рубашечку;Петушок, петушокНаповетку взлетел Трое лапотков сплелИ себе, и жене, и своячинке; Зайчик, ты зайчик, Коротеньки ножки, Сафьяннысапожки!);
6) названия различных артефактов – строений, предметов обихода, кулинарных изделий и т.п.: избушка, поветка; лавочка, столешничек, сковородка, молоток; лепешки, пирожок, каравай (Петушок, петушокНаповетку взлетел…;Мешу, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай! Головоньку – валяй, валяй!Трушки-потрушки, Пекла баба ватрушки, Ватрушечки, Колобушечки).
Кроме того, в пестушках часто встречаются глаголы движения (ходить, лететь, плыть и т.п.); глаголы речевой деятельности (говорить, петь); лексемы, обозначающие процессы труда: мшить (избушку), ловить (рыбку), тянуть (холсты, чмроги), подковать (чеботок), плести (лапоток), месить (тесто), печь (каравай) и др.:– Ножки, ножки, Куда вы бежите? – В лесок по мошок: Избушку мшить, Чтоб не холодно жить; Дыбки, дыбки! Шла баба по грибки, А дед по опенки; Лиса по лесу ходила, Звонки песни выводила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки сплела.
Семантическая насыщенность пестушек усиливается символикой образов: гусь – символ внимательности и предвидения; лебедь – символ чистоты, милосердия; вода – символ благословения Божьего и т.п.
Из лексических средств в пестушках чаще всего используются синонимия (Ах, поет, поет Соловушка! Ах, поет, поет Молоденький; Молоденький, Хорошенький, Пригоженькой; А тпру, тпру, тпру! Не вари кашу круту, Вари жиденькую, Вари мяконькую, Да молошненькую) и антонимия (Большиеноги шли по дороге – Маленькие ножки бежали по дорожке; А ту-ту-ту-ту! Не вари кашу круту, Вари жиденьку, Корми Митеньку). Антонимические связи слов лежат в основе антитезы: У кошки боли, у собачки боли, у лошадки боли, А у Ванюшки не боли.
Усилению значимости слова, его экспрессивности в пестушкахспособствуют разнообразные повторы. В отличие от повторов в колыбельных, определяемых характером напева, в пестушках (которые в основном скандируются, а не поются) повторы представляют собой явление ритмическое, способствующее активному восприятию общей семантики текста, формированию лексического запаса, напр.: Куй, куй ковалек; Уты, уты, петушок; Стой дыбки, Стой дыбки; Пили, пили пила и др.
Уже в столь раннем возрасте ребенку предлагаются тексты, в которых заложены основы ассоциативного мышления и мышления по аналогии: называется орган человеческого тела и его назначение (В ручки – фатунюшки, в ножки – ходунюшки, в роток – говорок, в головку – разумок); название животного и его характерного действия или признака (Петушок, петушок, Золотой гребешок,Маслена головушка, Шёлковабородушка! Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Ване спать не даёшь?); действия и его объекта (Лиса по лесу ходила, Звонки песнивыводила, Лиса лычкидрала, Лиса лапоткисплела; Мешу, мешутесто, Есть в печи место, Пеку, пекукаравай!); действия и места совершения (Большие ноги шли по дороге – Маленькие ножки бежали по дорожке; Ехал мальчик маленький На лошадке каренькой – По ровненькой дорожке) и т.д.
Лексикапестушек конкретна, абстрактные понятия практически отсутствуют. Как известно, развитие словарного запаса человека шло от конкретного к абстрактному: сначала появились существительные,называющие реально воспринимаемые объекты, потом (отнюдь не скоро) –прилагательные и глаголы [5,с. 52].
Ребенок в своем освоении языка проходит тот же путь, что и все человечество: от конкретных предметов, обозначаемых существительными, к абстрактным понятиям [5]. В текстах анализируемых нами пестушекзнаменательные части речи распределяются таким образом: имена существительные– 60%, глаголы– 28%, прилагательные– 8%, наречия– 3%, местоимения– 1%. Такая статистика свидетельствует о том, что посредством пестушекребенок фиксирует в своем сознании предметы и действия в процессе накопления информации об окружающем мире.Описательная роль прилагательных на данном этапе сведена до минимума, поскольку, как отмечал К.И. Чуковский, маленькие дети практически не воспринимают эпитетов [6, с. 52].
Слов,непосредственно обозначающих эмоции, в пестушках немного,однако эмоционально окрашенная лексикапредставлена широко (ножки, роток, петушок, соловушка, рубашечка, хорошенький, пригоженькийи мн. др.). Негативно окрашенная лексика в пестушках отсутствует. Это объясняется возрастнымиособенностями ребенка (его радостным отношением к миру) и обусловливается главным принципом колыбельного фольклора: все, что касается ребенка, положительно ориентировано.
Ребенок отличается от взрослых особым мировосприятием. Уникальность детской картины мира выражается в творческом преображении действительности благодаря воображению и фантазии, особой мифологичности детского мышления. Важнейшее место в процессах развития, обучения и воспитания принадлежит языковой картине мира, являющейся базовой в структуре языковой личности. Посредством языковой картины мира, отраженной в текстахпестушек, ребенок начинает свое знакомство с окружающей действительностью. Процесс этот сам по себе является позитивно окрашенным, так как учитывает возрастные особенности ребенка, его интерес ко всему новому. Уже на начальном этапе развития подсознательное усвоение ребенком лексического запаса происходит целенаправленно.Посредством лексики отражаются основные морально-этические принципы народа: труд как основа жизни, ценностная значимость своей семьи, ребенка, сострадательное отношение к человеку и т.п. Все это влияет на формирование мировоззрения, закладывает основы определенной философии и ценностной ориентированности.
В перспективе планируется изучение роли других жанров детского фольклора в формировании языковой личности ребенка.
Литература:
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ В.П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
- Капица О.И. Детский фольклор / О.И. Капица. – Л., 1928. – 222 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 264 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 100 с.
- Негневицкая Е.И.Язык и дети / Е.И. Негневицкая,А.М. Шахнорович.– М.: Наука, 1981. – 111 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.