УДК 82.09-159.922.1
Краева К. В.
Евпаторийский институт социальных наук
РВНЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
Стаття присвячена жанру дескрипції та прояву гендера у художній літературі. Обґрунтовані основні положення гендеру та виявлені характерні його риси, які реалізуються у художній літературі.
Ключові слова: автор, аспект, гендер, література.
Статья посвящена дескрипции и проявлению гендера в художественной литературе. Обоснованы основные положения гендера и выявлены характерные его черты, реализуемые в художественной литературе.
Ключевые слова: автор, аспект, гендер, литература.
The article deals with the description and implementation of gender in belles-lettres. The principal aspects of gender have been grounded and its distinctive definitions that are implemented in belles-lettres have been revealed in this study.
Key words:author, aspect, gender, literature.
На сегодняшний день гендер является одним из дискуссионных понятий современной научной парадигмы, проявляемый в различных аспектах, включающий в себя разнообразные составляющие. Вышеуказанное, а также значимость и малоизученность гендера в художественной литературе, обусловило выбор темы исследования и составило его актуальность.
Цель статьи – выявить и обосновать характерные особенности гендера в художественной литературе.
Гендер – это социально детерминированное отношение между биологическим полом и социальным поведением человека, что в свою очередь трактуется гендерной теорией [19, c. 6‑7; 20, c. 561‑565]. Д. Воронцов отмечает, что: «анатомия – это судьба, и подавляющее большинство женщин никогда не смогут в социальном плане оказаться на одном уровне с мужчинами <…> гендер связывается с достигаемым социальным статусом, проявляющимся в компетентном исполнении определенных социальных ролей» [5, c. 25]. Следовательно, гендер реализуется в общественных отношениях, в первую очередь посредством языка и поведения. Таким образом, анализируя понятие «гендер» необходимо обратить внимание на гендерную идентичность, отношения, стереотипы, роли и т.д. [10].
В 80‑е гг. XX века происходит включение новых понятий в понимание гендера по отношению к мужчинам и женщинам, а именно: «маскулинность» и «фемининность» [6, с. 17]. Эти термины исходят из исследований, в которых «…подчеркивается не статичный, а динамичный характер гендера, его процессуальность, <…> важно учитывать культурную обусловленность пола <…>, по‑разному проявляющийся в различных культурных и языковых сообществах на различных этапах их развития» [7, с. 8]. Фемининность и маскулинность – это «линзы» согласно мнению С. Бем, характеризующие гендерное направление и сущность личности. Линзы являются трехглавым костяком гендера, в который входят: гендерная поляризация (отличие мужчины и женщины в социальном плане, продиктованное биологической природой человека), андроцентризм (мир для мужчин, созданный мужчинами) и биологический эссенциализм (главная линза, закрепляющая особенности предыдущих двух, показывающая их как неизбежный результат биологической детерминации) [3, с. 28‑35]: «Эти три линзы создают фундамент теории о том, как биология, культура и сознание каждого <…> человека взаимодействуют в историческом контексте, чтобы системно воспроизводить власть мужчин» [3, с. 29]. Таким образом, просматривается неравенство между мужчиной и женщиной на социально‑культурном уровне.
О. Воронина выделяет три базисные теории, характеризующие гендер с различных позиций: 1) теория социального конструирования гендера [4]; 2) стратификационная категория (с этим аспектом изучения согласна Е. Стебунова [15, с. 3‑8], считая его главным компонентом построения общества, выявляемый в устранении социального неравенства, рассматривая его как социо‑философскую категорию, позволяющую анализировать общество в целом и его элементы в частности); 3) культурная метафора [4].
В связи с развитием социума, возникает все больше конфликтных ситуаций с гендерными ролями или стереотипами, что является неким производным от самого гендера. Гендерная стереотипичность – это культурно-обусловленный факт, изменяемый лишь посредством индивидуального опыта, значит, общественные стереотипы воплощаются в литературе. Темы, имеющие непосредственное отношение к женщинам рассматриваются как нечто лишенное всякого смысла [8, с. 14‑16]. Следовательно, гендер – это «…своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью» [16, с. 187].
Гендер имеет глубокую историю межличностного конфликта мужчины и женщины еще с незапамятных времен. Понятие «гендер» настолько актуально на сегодняшний день, что его изучают не только с психологической, физиологической точек зрения, но также с философской, социологической, литературоведческой [6, с. 17‑20; 19, c. 6‑7; 20, c. 561‑565].
Изучение гендера в литературоведении относят к последнему десятилетию XX века, это, прежде всего, связано с повышенным интересом к гендеру в данной сфере, а именно преобладанием патриархальной спецификации общества, проявление черт маскулинности и феминности в художественных произведениях [11, с. 273‑274]. В связи с тем, что основная часть текстов написана мужчинами, стоит вопрос о необходимости изучения женской литературы, в частности теории литературы с позиции гендерного аспекта и выявлением элементов женского письма, то есть «…гендерная система общества оказывает влияние на создание и интерпретацию литературных произведений» [13]. В своем письме женщины‑писательницы стараются отгородиться от «патриархального дискурса», то есть: «Активность, изменчивость и гибкость (в отношении своего места, роли, языка) номада <…> является способом сопротивления патриархальным иерархиям» [14, c. 223]. Следовательно, женщина‑автор старается перейти к другим ролям, которые раньше были присуще мужчинам, тем самым получить такое же господство в мире как представители мужского пола.
М. Арбатова отмечает тот факт, что некоторые ученые утверждают невозможность деления литературы на женскую или мужскую. Однако факт деления литературы существует в современном литературном процессе, о чем свидетельствует большое количество публикаций о мужской и женской литературе [1, с. 26‑27], но если в прошлом этот вопрос так остро не поднимался [18, c. 113], то теперь это является одной из главных тем современных литературных исследований. Таким образом, в связи с преобладающими стереотипами в обществе женщина как писатель игнорируется, зачастую испытывает затруднения в самореализации в литературном процессе. Однако творчество женщины не находит достаточной реализации, за счет того факта, что оно «…в большей степени оказывается суженным рамками пола» [2, с. 22]. Следовательно, женщина предпринимает попытки по реализации себя как писателя и отстаивает свои права. Эти попытки отображаются в литературе, путем уподобления мужчинам, например, написание сюжетов, несвойственных женщинам. Значит, художественное произведение несет на себе отпечаток гендерной детерминированности, проявляемой на всех уровнях [2]: вербально‑коммуникативном, психологическом, стилевом.
Гендерное своеобразие, реализовавшись в художественной литературе, подразделяет тесты произведений на мужские и женские, то есть выявляет типичные черты маскулинности и феминности в текстах. Отсюда исходит тот факт, что существенный признак «маскулинных» текстов выражается: «…в его построении на базе значимых смысловых оппозиций, а «феминного» – в конструировании внутри контекста уже существующих культурных смыслов, при <…> цитировании которых рождаются новые смыслы» [9, с. 11].
Значит, согласно мнению З. Хачмаровой [16, c. 187] современная женская проза отражает современную гендерную картину мира, рефлектируя постулирующую позицию героев разных полов, проявляющуюся с различных аспектов, продиктованных обществом и его институтами.
Реализация гендера в литературе проявляется в двух аспектах. Во‑первых, женщина писатель воплощает на страницах произведений женщин с преобладающей только ей психикой, поведением. Во‑вторых, описание мужчин происходит с женской точки зрения, то есть, как именно женщина‑автор воспринимает мужского героя в своих произведениях [16, c. 187‑188]. Следовательно, женская литература [17, c. 200] – это связующее звено культурологического характера, объединяющее писателя и читателя женского пола. Значит, для характеристики произведений с позиции гендера свойственно выявление гендерной идентичности, ролей и как вывод определение типа маскулинности и фемининности, а выражение мировоззрения посредством высказываний от первого лица позволяют автору стать его активным участником и вступить в коммуникативную связь с адресатом [12], для которого создается художественное произведение.
Таким образом, на современном этапе общества женщина стоит практически наравне с мужчинами, но все же факт ее творчества является наиболее злободневным на сегодняшний день. «Гендер» является дискуссионным понятием современной научной парадигмы, в связи с чем, реализация гендера в художественной литературе является актуальным, что в свою очередь связано с самовыражением женщины посредством своих произведений, реализуя тем самым стереотипы, роли, присущие женщинам и мужчинам в тексте.
Список литературы
1. Арбатова М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма [Текст] / М. Арбатова // Преображение. Русский феминистский журнал. – М., 1995. – № 3. – С. 26‑27.
2. Балакина Л. В. Проявление гендерного фактора в художественном тексте [Текст] : автореф. дис. … к‑та филол. наук : 10.02.01 «Русский язык», 10.02.19 «Теория языка» / Лилия Викторовна Балакина. – Орел, 2005. – 28 с.
3. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. – Пер. с англ. – М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336 с.
4. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст] / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4. – С. 12‑13.
5. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения [Текст] / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д : Изд‑во ЮФУ, 2008. – 208 с.
6. Кириллина А. В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации [Текст] / А. В. Кириллина // [Учеб. пособ. для студ‑в высших учебных заведений]. – М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 252 с.
7. Коваль В. И. Язык и текст в аспекте гендерной лингвистики [Текст] : [монография] / В. И. Коваль; М‑во образования РБ, Гомельский гос. ун‑т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. – 217 с.
8. Колоколова Н. М. Гендерные стереотипы в языке и речи [Текст] / Н. М. Колоколова // Вопросы лингвистики и литературоведения. – № 3 (7). – 2009. – С. 14‑16.
9. Малыгина А. В. Гендерные реализации как тексты культуры (на примере моды середины XX– начала XXI вв.) [Текст] : автореф. дис. … к‑та философ. наук : 24.00.01 «Теория и история культуры» / Анна Владимировна Малыгина. – М., 2008. – 24 с.
10. Основи теорії ґендеру : [Навчальний посібник]. – К. : «К.І.С.», 2004. – 536 с.
11. Охотникова С. Р. гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики [Текст] / С. Р. Охотникова // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы международной научной конференции. – Иваново, 25‑26 июня 2002. – Ч. 2. – С. 273‑274.
12. Пензина О. В. Женская проза второй половины XIXвека: гендерный аспект авторства [Текст] : автореф. дис. … к‑та филол. наук : 10.01.01 «Русская литература» / Ольга Владимировна Пензина. – Москва, 2009. – 19 с.
13. Рюткёнен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» [Электронный ресурс] / М. Рюткёнен // a-z :[сайт]. – Режим доступа :http://www.a-z.ru/women_cd1/html/filologich_nauki_2.htm. – Название с титул. экрана.
14. Савкина И. Факторы раздражения: О восприятии и обсуждении феминистской критики и гендерных исследований в русском контексте [Текст] / И. Савкина // НЛО. – 2007. – № 86. – С. 216‑223.
15. Стебунова Е. И. Феномен гендера: социально-философский анализ [Текст] : автореф. дис. … к-та философ. наук : 09.00.11 «Социальная философия» / Евгения Игоревна Стебунова. – Челябинск. – 2012. – 20 с.
16. Хачмафова З. Р. Гендерная стратификация языка женской прозы (на материале русского и немецкого языков) [Текст] / З. Р. Хачмафова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2010. – № 120. – С. 187‑188.
17. Хачмарова З. Р. Женский художественный дискурс в аспекте когнитивной лингвистики [Текст] / З. Р. Хачмарова // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. – № 1(23). – С. 200‑202.
18. Шаберт И. Гендер как категория новой истории литературы [Текст] // Пол. Гендер. Культура : Немецкие и русские исследования / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер, Г. Зверевой. – М. : РГГУ, 2009. С. 113‑115.
19. Butler J. P. Gender trouble: feminism and the subversion of identity [Text] / J. P. Butler. – Routledge, 1990. – 172 p.
20. Udry J. R. The Nature of Gender [Text] / J. R. Udry // Demography, Vol. 31, No. 4, (Nov., 1994), pp. 561‑565.