Защита прав и интересов потребителя представляет собой комплексную систему, имеющую правовую базу, государственные органы, ответственные за соблюдение интересов и прав потребителя, общественные организации потребителей, активного потребителя и добросовестного субъекта.
В свою очередь, защита прав потребителя при реализации ему товара – это комплекс мер, которые реализуются государством и общественными объединениями потребителей, направлены на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности; и включают в себя установление конкретных правил поведения, охраняющих потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества, определение механизма защиты нарушенных прав, регулирующих вопросы ответственности виновных лиц и компенсации убытков от недобросовестной торговли на потребительском рынке.
Защита прав потребителей при реализации им товаров является одним из основополагающих факторов развития экономики. На сегодняшний день нарушения прав и законных интересов потребителей становятся все более многообразными, постоянно эволюционируют и пополняются новыми формами. За последние годы число рассмотренных судами споров о защите прав потребителей неуклонно возрастает. В этой связи необходимо предоставление особых прав и установления специальных гарантий для потребителя с тем, чтобы максимально сократить поступление на потребительский рынок недоброкачественных товаров, адаптировав, тем самым, механизм охраны прав потребителя к современным экономическим условиям [1].
Механизм защиты прав потребителей носит комплексный, межотраслевой характер и включает в себя не только гражданско-правовые средства, но и публично-правовые инструменты, которые обеспечивают нужную степень эффективности реализации субъективных гражданских прав потребителей, в частности права на надлежащее качество товаров. Так, исходя из требований Конституции Республики Беларусь о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 24), право на охрану здоровья (ст. 45), право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46), потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вреда его имуществу [2].
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в национальном законодательстве о защите прав потребителей широких прав общественных объединений потребителей, позволяющих им реально участвовать в формировании потребительской политики. При этом представляется необходимым совершенствование административно-правовых процедур и способов защиты потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции. В этой связи отдельные элементы рассматриваемого механизма нуждаются в известном совершенствовании: любой потребитель должен четко представлять себе куда, в каком порядке, в какие сроки и с какими требованиями он может обратиться при нарушении его прав, что должно быть предпринято по итогам его обращения.
Таким образом, нормы защищающие потребителя закреплены в различных нормативных правовых актах и затрагиваются в широком круге самостоятельных отраслей права, что говорит о важности и необходимости эффективной защиты данного круга субъектов как на государственном уровне, так и на уровне защиты общественными структурами.
Список используемой литературы:
- Бычко, М.А. Развитие законодательства о защите прав потребителей : Историко-правовой аспект : дис. … канд. юр. наук : 12.00.01 / М.А. Бычко. – Ставрополь, 2000. – 187 л.
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2015. – 48 с