СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

 

 

УДК 378.02:37.016

Л.Ю. Минакова, А.С. Потапова

Томский государственный университет, г. Томск, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ

 

Аннотация. В статье обосновывается необходимость использования проектной деятельности с помощью образовательной платформы MOODLE, как эффективного способа повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в области профессиональной коммуникации; прилагается последовательность и принципы реализации проектов студентов технических специальностей посредством информационных и коммуникационных технологий. Проектная работа представлена в качестве метода активного обучения.

Ключевые слова: проектная работа, проектная деятельность, образовательная платформа MOODLE, ИЯ в профессиональной коммуникации, ИКТ.

Современные стандарты высшего профессионального образования нацелены на реализацию обучения со значительным смещением акцентов в сторону самостоятельной работы студентов, что является достаточно сложным процессом в плане его организации и контроля над исполнением соответствующих заданий. В связи с этим возникает необходимость поиска современных средств и методик для организации учебного процесса в плане разработки и реализации заданий, связанных с самостоятельной работой студентов.

Обучение иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки тесно связано с их будущей профессиональной деятельностью. В контексте современной ситуации, языковая подготовка высшего профессионального образования должна, как отмечает в своих работах В.В. Сафонова, «обеспечивать развитие у обучающихся способностей, позволяющих использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций» [4]. Перед преподавателем иностранного языка стоит задача формирования коммуникативной компетенции студентов с учетом развития навыков общения в профессиональной области, становления профессионального тезауруса. Учитывая небольшое количество часов учебного плана на проведение аудиторных занятий, решение проблемы видится в разработке и внедрении программ, составлении учебных пособий, содержащих комплекс заданий, направленных на организацию самостоятельной работы студентов. Существенную роль в этом процессе играют современные информационные технологии, которые позволяют создавать электронные варианты учебных заданий с соответствующими вопросами по поиску и анализу аутентичных материалов профессиональной направленности, а также по выполнению проверочных тестов, оцениваемых преподавателем на основании разработанных и заложенных в программе критериев. Это с одной стороны позволяет преподавателю отслеживать результаты обучения студентов практически в постоянном режиме, а с другой стороны формируют у студентов умения самостоятельного изучения иностранного языка при работе с аутентичными текстами, аудио и видео материалами.

Одной из форм представления результатов самостоятельной работы студентов, организованной в рамках заданий электронного пособия, являются профессионально направленные проекты, которые могут выполняться как индивидуально, так и в группе через дистанционное общение.  Для определения содержательной стороны проектов необходимо ознакомиться с программой подготовки специалиста и представлять те ситуации общения, с которыми студенты могут иметь дело в процессе реализации своей профессиональной деятельности. По мнению Е.Н. Солововой это означает, что преподаватель иностранного языка должен быть компетентным в вопросах профессиональной подготовки студентов [5].

По определению Е.С. Полат использование метода профессионально ориентированных проектов основано на принципах проблемности, интегративности, творческой самоактуализации, сотрудничества, личной заинтересованности и комплексной мотивации [2].  Методические принципы реализации проектной деятельности оказывают существенное влияние на формирование таких компетенций обучающихся, как умение ставить и решать проблемы (реализация принципа проблемности), навыки решения проблем при работе в коллективе (реализация принципа сотрудничества), повышает заинтересованность в обучении, поскольку опирается на профессионально значимый материал (реализация принципов интегративности и личной заинтересованности), развивает умения самостоятельной работы с аутентичным материалом профессиональной направленности, осознанного подхода к осуществлению коммуникации (реализация принципов комплексной мотивации и творческой самоактуализации), а также способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции как основы осуществления иноязычного профессионального общения.

Выбор метода профессионально ориентированных проектов как одного из наиболее эффективных путей организации самостоятельной работы студентов обусловлен тем, что данная технология обучения может быть применена на любой ступени образовательного процесса, по любой теме, проблеме. Это обстоятельство крайне важно, учитывая тот факт, что в учебной группе студентов неязыковых факультетов могут быть обучающиеся с разным уровнем владения иностранным языком. В этом случае преподаватель должен тщательно продумать формат проведения исследовательской деятельности в форме проекта, подобрать необходимый материал, четко определить учебные задачи, а в процессе выполнения проекта отследить деятельность каждого студента на всех этапах работы.

Основные требования к использованию метода проектов сформулированы Е.С. Полат [2] и характеризуются: наличием значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практической, теоретической, познавательной значимостью предполагаемых результатов; самостоятельностью деятельности обучающихся; структурированностью содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использованием исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий. Метод профессионально ориентированных проектов может рассматриваться как средство для оценивания самостоятельной работы студентов по следующим причинам:

  • деятельность в рамках исследовательского проекта способствует формированию лингвистической компетенции, идет процесс овладения профессиональной терминосистемой; оформление результатов проекта требует от студентов адекватности и логичности изложения фактов с использованием различных опорных лексических и синтаксических конструкций;
  • реалии самостоятельной работы развивают социальную, социолингвистическую и социокультурную компетенции в процессе общения при реализации коммуникативных намерений с учетом цели и ситуации общения при семантической правильности и контекстуальности высказываний, выбора языковых средств для реализации коммуникации;
  • актуальность широких контактов с членами группы, знакомство с разными точками зрения на одну проблему формирует общекультурные компетенции, готовит студентов к толерантности в общении;
  • при реализации метода профессионально ориентированных проектов возрастает значимость развития инструментальных и общенаучных компетенций.

Следовательно, работа с профессионально ориентированными проектами позволяет эффективно обучать иноязычному профессиональному общению студентов неязыковых факультетов и помогает в организации их самостоятельной работы через систему электронного обучения. Одним из средств внедрения профессионально ориентированных проектов в учебный процесс по иностранному языку является система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая активно внедряется в образовательные программы в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Благодаря данной системе идет создание виртуального, дисциплинарного кабинета, включающего в себя следующие моменты: для студента – комфортабельный режим обучения, отсутствие необходимости передвижения, заполнение пробелов по дисциплине, для преподавателя – активизацию познавательной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

Выполнение проектной работы в системе Moodle проводится по следующим четырем этапам:

  1. Выбор темы, – использование вебинара как мозгового штурма для определения наиболее интересной темы для исследования, предоставление иноязычных тем проектных работ и информацию по ним.
  2. Планирование, структурирование и обсуждение выбранного проекта, – web-квест и web-сёрфинг, состоящий из ссылок и заданий, составленные преподавателем заранее; просмотр аудио-, видеоматериала согласно тематике проекта на иностранном языке.
  3. Собственно работа над проектом, – сбор информации, критическая переработка, компиляция.

На третьем этапе целесообразно внедрять в работу над проектом интерактивные тесты, направленные на проверку формирования у студентов готовности к восприятию грамматических и лексических структур, наиболее употребляемых в научно-популярной литературе. Также на этом этапе рационально использовать гиперссылки, позволяющие обучающимся выходить на внешние ресурсы и выполнять  on-line упражнения на перефразирование и компиляцию прочитанного материала во вторичный текст. Такая организация самостоятельной работы повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации [3].

Кроме совершенствования языковых умений и навыков, реализация проектной деятельности в системе Moodle связана с «возможностью формирования профессиональной компетенции обучающихся через организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса, использование сетевых тестов для контроля и самоконтроля успеваемости обучающихся, использование информационно справочных ресурсов» [1].

  1. Защита проектов проводится с использованием вебинара, пригласив заранее студентов, преподавателей для прослушивания и оценивания полученного результата.

Таким образом, проектная деятельность, реализуемая через информатизированное пространство в лингвистическом образовании, делает учебный процесс более мобильным и интерактивным (возможность выполнения проекта в любое удобное время и в любом удобном месте), глобальным (взаимодействие с людьми различных культур), независимым (обучение без физического присутствия преподавателя). Подобный дистанционный способ взаимодействия  является примером совместного обучения, где преподаватель управляет учебным процессом, ходом проектной деятельности обучающихся, осуществляет online-консультации, а разработанный методический материал (урок, глоссарий, ресурсы и т.д.) является отличным помощников для создания проектной работы. Самостоятельная работа студентов, организованная подобным образом, формирует и активизирует когнитивные способности обучающихся, ориентирует студентов на самостоятельное обучение, позволяет им оценить свои слабые и сильные стороны в плане овладения знаниями иностранного языка. Важно осознавать, что «технологические изменения видоизменяют методы реализации обучения и доступа к знаниям» к лучшему, а не искажают их [6].

В настоящее время использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов посредством использования профессионально ориентированных проектов имеет большую перспективу для дальнейшего использования и развития как инновационной педагогической технологии. Электронные курсы, сформированные по стандартизированным элементам профессионально ориентированных образовательных сред, могут стать основным направлением развития современных тенденций в методике преподавания иностранных языков.

 

Литература:

  1. Евстигнеев М. Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 9. – С. 4–5.
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров] / Е.С. Полат [и др.] / под ред. Е.С. Полат. – Москва, 2003. – 270 с.
  3. Розанова Яна Викторовна, Сибирский педагогический журнал. – № 6 / 2013, – С.144–
  4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях./ Серия: О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004. – 240 с.
  5. Соловова Е.Н. Английский язык для специальных целей: чему учить, когда начинать, как проверить? // Английский для нефилологов. Проблемы ESP : сб. науч. статей. – Воронеж: изд-во «Истоки», 2008. – С. 5–
  6. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии / пер. с англ. – М.: Кудиц-образ, 2005. – 640 с.

 

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page