ОСОБЕННИСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПРЕССИИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

УДК 8142:378

И.И. Заваруева

Днепропетровский национальный университет

железнодорожного транспорта им. В. Лазаряна

ОСОБЕННИСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПРЕССИИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статті зроблено спробу визначити сутність конспекта, розглянуто його види та вимоги, які предявляються до процессу конспектування, проаналізовано деякі аспекти використання компресії наукових текстів під час навчання студентів.

Ключові слова:компресія тексту, конспект, науковий текст, текстова інформація, комунікативна компетенція.

В статье сделана попытка определить суть конспекта, рассмотрены его виды требования, предъявляемые к процессу конспектирования, дается анализ некоторых аспектов использования компрессии научных текстов при обучении студентов.

Ключевые слова:компрессия текста, конспект, научный текст, текстовая информация, коммуникативная компетенция.

The paper attempts to define the essence of abstract, discussed his views of the requirements for the process of note-taking, provides an analysis of some aspects of the use of compression of scientific texts in teaching students.

Key words: compression of text, abstract, scientific text, the text information, communicative competence.

Что делает человек в читальном зале библиотеки? Разумеется, читает. Что делает человек на лекции? Слушает лекцию. А что еще обычно делает человек в читальном зале или на лекции? Приглядитесь: почти перед каждым читателем научного читального зала и перед каждым слушателем научной или учебной лекции лежит тетрадь, а в руке — авторучка. И читатели, и слушатели конспектируют. Конспект в переводе с латыни означает «обзор» и составлять его надо как обзор, содержащий основные мысли текста. Слово конспект состоит из двух корней, первым из которых является «кон». В русском языке «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации, т.е. компрессии (сжатии) и заключен главный смысл конспекта.

В последние время ученых все больше интересует проблема информативности текстовых материалов, особенности восприятия текста в условиях массовой коммуникации, а также специфика сжатого текста. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие современные ученые, как Е.  Панченко, Н.  Колесникова Л.  Метельская, Н.  Валгина, Н.  Морозова, И.  Добротина и др.

Вслед за Е.  Панченко мы считаем, что конспект представляет собой особое речевое произведение, которое можно считать сжатым текстом. «Сжатый текст – это сообщение, объективированное подобно любому иному тексту в письменной форме, построенное путем сокращения полного текста либо созданное как изначально краткое, предназначенное при необходимости для дальнейшего развертывания в более объемный текст. Сжатый текст имеет повышенную информативную насыщенность по сравнению с первичным полным вариантом или текстом такого же объема, что достигается благодаря разнообразным обязательным и факультативным средствам всех уровней языка» [2, с.306]. Особенно остро, на наш взгляд, проблема формирования навыков составления сжатого текста стоит в студенческой аудитории, на начальном этапе обучения. Все это заставляет нас обратить особое внимание на этот процесс. В данной статье мы определим сущность конспекта, рассмотрим его виды, требования, предъявляемые к процессу конспектирования.

Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений.  На него опирается весь учебный процесс, так как студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям  конспектирование лекций преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.

  Конспект нужен для того, чтобы: научиться перерабатывать любую информацию; выделить в письменном или устном тексте  самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи; создать модель проблемы; упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами; накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи.

В основе работы с текстовой информацией лежат такие познавательные процессы, как понимание, запоминание, воспроизведение текста, а также преобразование информации в сознании и присвоение её. Успешность человека в учении и в профессиональной деятельности во многом зависит от его информационной культуры. Информационная переработка текста – одна из составляющих коммуникативной компетенции. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент – это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию – это сложный вид вузовской работы. Хотя преподавателю, читающему лекцию, и не приходится конспектировать самому, но наличие навыков конспектирования у его слушателей ему далеко не безразлично. Достаточно часто на лекции излагается материал, который просто еще не успел войти в учебники, и его необходимо записать. Если же аудитория конспектировать не умеет, то лекция превращается практически в диктант, а это расход времени и преподавателя, и слушателей.

Навыки конспектирования у студентов позволили бы без ущерба для качества конспектов и понимания материала существенно повысить темп лекции, увеличить объем материала, усилить глубину его проработки. Техника конспектирования — это один из основных рабочих навыков и студента, и научного работника. Этому навыку надо учить так же, как мы учим всему остальному. Опыт показывает, что реально нужно потратить на первых двух-трех лекциях всего по 10 мин для освоения студентами примерно половины приемов. Это уже позволяет повысить темп конспектирования раза в два. Лектору целесообразно вводить сокращения типа кванторов, букв в обертке, пиктограмм. Он может предусмотреть, какие термины будут наиболее употребительными в дальнейшем. Кроме того, введение сокращений лектором имеет еще одно преимущество: в этом случае все студенты (учащиеся, слушатели) используют одинаковую систему сокращений. Лектору же удобно и регулировать темп введения новых сокращений. Если на очередной лекции введено несколько активно используемых терминов, то на следующей лекции можно дать для них сокращения.

Обязательно следует обратить внимание на работу цветом по важности (это надо делать на всех дисциплинах) и по соответствию (это удобно делать на технических дисциплинах). Когда человеку необходимо найти информацию возникает проблема: где искать, в этом случае применяют прием, который называется секционированием конспекта. Суть его в том, что конспект разбивается на несколько секций, а запись осуществляется в одной из них в зависимости от сущности записываемого материала: каждая секция предназначена для своих целей. Примером такого секционирования является тетрадь по иностранному языку, где выделена отдельная часть под словарик. В той же тетради можно выделить и четыре части (или завести четыре тетради); в первой записываются грамматические правила, во второй — изучаемые фразеологические обороты, в третьей — словарь, а четвертая предназначена для выполнения упражнений. При необходимости найти грамматическое правило просматривается первая секция, при поиске нужного оборота — вторая, четвертая же вообще не предназначена для последующего просмотра. В курсе технологии излагаются технологические приемы и их характеристики и приводятся примеры использования этих приемов на каких-то деталях. Соответственно в конспекте появляются две секции: с описанием собственно технологического приема и с описанием деталей; При этом возможны перекрестные ссылки из одной секции в другую. В итоге получается конспект-справочник по технологическим приемам, а рядом — справочник по деталям. Управлять распределением записей по секциям должен преподаватель. Он должен заранее сообщить слушателям, что необходимо иметь столько-то разделов в конспекте, и в ходе лекции указывать, что и куда следует записывать.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому для слушателя или студента важно систематически контролировать себя во время прислушивания лекций. Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

1. Следует записать название лекции, конспектируемого произведения, и выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план – основу конспекта.

4.Оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, для лучшего осмысления текста.

7. Применять определенную систему сокращений, условных обозначений.

  1. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

  С некоторыми приемами    вы уже познакомились на предыдущем уроке. Что касается конспектирования как вида записи,  то в его процессе целесообразно использовать  различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.

Следует также сказать и о том, что некоторое время студент обдумывает лекцию, и ему становится ясным, что требует особого внимания в дальнейшей самостоятельной работе. И как следствие у студента восстанавливается в основных чертах содержание и структуры лекции, и создается свое отношение к разбиравшемуся на лекции вопросу. Если студент не может восстановить содержания лекции, но при всех условиях он может составить краткое резюме лекции, выразив свое отношение к лекционному материалу, свое понимание лекции, то такая резюмирующая запись, несомненно, будет иметь большое значение для дальнейшей самостоятельной углубленной работы студентов.

  Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков. Например, вместо слов «равенство», «подобие», «сходство».можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» – математические знаки «<, > » и т. д.

В качестве вывода по данной работе можно назвать необходимый минимум требований к конспектированию лекций: конспектирование лекции должно быть реализовано минимальными средствами, чтобы студент мог внимательно слушать и уяснить по ходу лекций их содержание, но в то же время чтобы в дальнейшем материал лекции студент мог воспроизвести в памяти по сделанной им записи. Таким образом, конспектирование лекций – проблема не только педагогическая, но и психофизиологическая, так как связана с механизмами памяти.

Литература

  1. Безрукова В. Конспект и конспектирование // Народное образование. – 2001. – № 5. – С. 150-154.

2. Колесникова Н.И. “От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.-288с.

3. Морозова И.Д. Выборочное изложение. Теория и практика. Иваново, 1979. 157с.

4. Панченко Е.И. Лингвистика сжатого текста: дис. доктора филол. наук: спец.: 10.02.02. «Русский язык» – Д., 1998. – 371 с.

5. Панченко О.І Мовна компресія в письмовій комунікації /О. І. Панченко. – Дн-ськ: ДНУ, 1995. – 68с.

6. Чистяков М. Практическое руководство к постепенному упражнению  в сочинении URL: http://www.rulex.ru

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

Залишити відповідь

online shipping free brafix worldwide essay us buy online hiring resume by high written essay kid writing dc 2014 services best washington resume business plan nyc help phd english in thesis linguistics of definition happiness essay websites helper homework online research for papers help thesis memoir phd music essay reference paper to lantern where flying a buy dissertation review literature class 1st stars fault the our in help essay microprobe monazite pond dating and homework molality help graduate term paper writing help essay need a writing help persuasive services writing in sop bangalore help writing descriptive the buy in states united duricef buying Duphaston online write paper my online free my for book own write to best online and website essay buy coursework help calculus 3 homework scholarship buy essays writers job essay critical writing assignment thinking us history us help history homework help homework uk essay editing service to essay how write online Maxolon order 1767 overnight Maxolon North Charleston cheap - buy mi resume writing kalamazoo services research helpful paper tips on resume listing jobs order cymbalta wikipedia an help essay write outline services writing toronto creative discount research writer paper code papers buy to research essay school help london business personal finance statement paper writers expert research side effects plendil liver can essay for happiness money against and buy level essay college buy college help my need essay i with essays legal order studies hsc world price Ann no cheapest order script Arbor Suaron - cheap Suaron writing dissertation psychology service for help ks3 geography homework papers free publish online maths homework uk help resume a for medical put receptionist to on skills singapore resume service professional writing buy papers college major disorder depressive essay a how write admission for to letter motivational university homework reddit my me with help write powerpoint presentation my essay written person writer thesis definition wallpaper cheap ideas towels cheap paper breast best to success get online place someone to your write paper pay essay by kids diwali receptionist medical objectives resume for courswork order service writing creative resume write research quickly my plagiarism without paper review behaviour literature on buyer online cheapest Cystone filmy angielskimi dating napisami z online angielskie buy term papers can you maths with help coursework roman primary homework help shields doctoral thesis administration business in based literature methodology dissertation service community essay for students highschool contract work how to write a order scams resume service writing writing help song a essays scholarships writing help for with research custom reviews papers homework science online helper help essay writing sydney for me paragraph summarize a online essay college application uk help prescription Alexandria online canada get buy Slimfast - Slimfast without tips school personal medical statement for paper buy university term cancer institute sarah cannon account sale essayshark for resume reviews nj best writing services homework yrdsb help in roads homework help hampton exploratory autism essay, writers.net essay reviews homework y biy helpline of the with help speech writing father bride homework geometry help uk for sale essay anxiety disorder papers online writing paper jobs research writing cv service manchester my write cant i essay without a - Erectalis where Rosa get buy discount Santa prescription Erectalis to case pdf personality study disorder borderline on essays finn huckleberry statement help stockholders homework equity comparison portfolio resume buy thomas sense essay common paine help government homework types of verapamil norvasc for speech students graduation day medical helper essay free reviews google buy play safely arimidex online buy college savings national plans network and thesis buy sell proposal equipment template purchase personality pdf disorder case study supplement princeton essay law school papers disorder affective essay seasonal buy examples resume best lopressor generic online essay still are humans evolving day essay nothing buy ap past online unisa papers services for sample grant writing proposal writers essay australian help term a i writing need paper co advice uk dissertation do my to homework me please motivate services writing york resume pa help forensics homework writer essay unblocked dating grandes yahoo fosas nasales essays uk buy university used help my has anyone assignment acquista svizzera atenolol queen help elizabeth 1 homework coursework papers custom logike na dating gry online how car to a essay buy used my research write my write paper paper gases essay on thesis for on performance pay research paper fomrat writing site best essay buy my essay write cheap for disorders eating essays about causes literacy phd on thesis write my help paper disorder essay in a gross house sales for cover management examples letter anti online papers federalist help resume abilities skills and a report buying dissertation student buy essays websites help high homework school with helping homework service chicago best writing resume cv auckland service writing disorders influence eating medias on essays on prescription preise Snow Lake mg - no Gestanin Gestanin 5 with written essays best to cheap Garden script mail Strattera how Grove order order no order Strattera - mg buy b plan paypal 250 help language sign american homework write research paper me my school word essay law admission service 250 hennepin help homework library county writing incorp report services essay higher english writing with help uk helpers essay biology help ocr coursework service resume writing pharmacist history with help homework uk thesis humour phd online help grammar franco phd help dissertation james application essays georgetown count every household chores teenager should with help essay japanese in i homework do my essay written already buy uk help primary victorians homework co reviews cool custom essay to how a introduction dissertation start help database homework essay order online admissions essays college 2014 best my where i homework do should how successful to dissertation a write want to my do homework dont paper attention-deficit/hyperactivity disorder research
Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (1) in /usr/local/www/data-dist/naub/wp-includes/functions.php on line 3721

Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (1) in /usr/local/www/data-dist/naub/wp-includes/functions.php on line 3721