Особенности развития устной и письменной речи в практике преподавания НСР иностранным студентам

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

УДК 811.161.1(07):81’243

Кіріченко О.М.,

м. Полтава,

Полтавський національний

технічний університет

імені Юрія Кондратюка

Особенности развития устной и письменной речи в практике преподавания НСР иностранным студентам

В статье исследуются проблемы развития устной и письменной речи студентов-иностранцев при изучении научного стиля речи; на опыте работы анализируются трудности практического овладения научной речью и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Ключевые слова: развитие речи, научный стиль, письменная речь, устная речь, термины, текст, структура, язык.

У статті вирішуються проблеми розвитку усного та писемного мовлення студентів-іноземців під час вивчення наукового стилю мовлення, на досвіді роботи викладачів підготовчого відділення Технічного університету аналізуються складнощі практичного оволодіння науковим мовленням та накреслюються подальші перспективи вивчення проблеми.

Ключові слова: розвиток мовлення, науковий стиль, писемне мовлення, усне мовлення, терміни, текст, структура, мова.

The article is devoted to the problem of developing foreign students oral and written speech in process of learning scientific style of speech. The difficulties of practical mastering of scientific speech are being analyzed using the experience of teachers of preliminary courses in Technical University. Further perspectives of examining the problems are being outlined.

Key words: speech developing, scientific style, written speech, oral speech, terminology, text, structure, language.

В языке, в его грамматических категориях заложен определённый способ восприятия мира. А. Мельникова пишет о том, что при усвоении родного языка у ребёнка формируется фильтрующая сетка, заставляющая воспринимать мир в определённых категориях”. При этом автор опирается на известную в лингвистике гипотезу Сепира-Уорфа о том, что языки по-разному членят действительность [5, 109].

Русский язык как один из славянских языков считается наиболее сложным для усвоения иностранцами. В программах подготовительных отделений наряду с дисциплиной “Русский язык” на продвинутом этапе изучается курс “Научный стиль речи”, основная цель которого подготовить студентов к восприятию и записи лекций, чтению и конспектированию учебной литературы, работе на практических занятиях и семинарах.

Соотношение языка и культуры, языка и национального характера, проблемы научной терминологии, формирования научного стиля речи, а также общие проблемы развития устной и письменной речи решались Р.А. Будаговым, А.А. Мельниковой, О.Д. Митрофановой, О.В. Петрушовой, а также Т.А. Ладыженской и О.Б. Сиротининой. Методика развития речи сравнительно молодая отрасль общей методики. Поэтому в ней гораздо больше внимания уделялось развитию письменной речи и меньше развитию устной. В задачу настоящей статьи входит исследование проблем развития устной и письменной речи в процессе изучения научного стиля русского языка иностранными студентами.

Т.А. Ладыженская отмечает, что понятие “речь” является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе. Лингвисты говорят о разграничении языка и речи, психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, методику интересует речь как вид деятельности, развитие речи рассматривается как педагогический процесс [6,4-5]. Развитие устной и письменной речи в процессе обучения тесно переплетается. В овладении русским как иностранным гораздо важнее формирование навыков устной речи.

Являясь разновидностью общелитературного языка, научный стиль речи характеризуется определённым сочетанием структурных и семантических признаков. Задача практического овладения русским как иностранным состоит в умении пользоваться языком в определённой сфере общения, соответствующей роду деятельности студента. Возможность использовать знания русского языка, на котором публикуется треть всей научно-технической информации, для общения в научной среде, для ознакомления с достижениями науки в интересующей области знаний, становится важным стимулом изучения русского языка, овладения русской научной речью.

Основная функция научного стиля речи – убеждать, доказывать. Поэтому и мысль развёртывается строго аргументировано, ход логических рассуждений особо акцентируется. Отвлечённость и обобщенность, строгая логичность – таковы основные черты научного стиля. Языки разных наук различаются не только набором терминологической лексики, но и структурными характеристиками, например, тяготением к тем или иным синтаксическим конструкциям, оборотам речи.

На первом этапе работы, когда студенты уже знакомы с предложно-падежной системой русского языка, важное место отводится устной работе, в основном усвоению технической или медицинской терминологии, в зависимости от профиля группы. При этом обязательным условием является ведение терминологических словариков. Трудности как раз и возникают при усвоении специальных терминов, вернее понятий (оксиды, гидроксиды, ядро, атом, плавление и т.д.). И здесь необходимо тесное сотрудничество с преподавателями физики, химии, математики, так как неправильное понимание основных понятий этих наук на начальном этапе будет служить препятствием к усвоению данных наук в целом. Сформировать эти понятия на грамматическом уровне – главная задача и преподавателя русского языка. Большим подспорьем в работе могут послужить таблицы, схемы, графики, рисунки.

Классификация и определение основных понятий (химический элемент, молекула, движение, фигура) не составляют трудности, так как большая часть времени отводится усвоению грамматических моделей, на основе которых строятся определения. Некоторую трудность составляет грамматическая модель “Если…то что (им. п.) называется как (каким, какой и т.п.). Помощь могут оказать упражнения типа:

Если траектория тела – прямая линия, то движение называется…

Если число больше ноля, то такое число называется…

Следует помнить, что не все определения легко укладываются в данную грамматическую модель, например, определение механики, молекулы и т.д.

Много времени занимает усвоение образования отглагольных существительных с суффиксами -ение, -ание: кипение, деление, решение, плавление. Существительные с суффиксом ание усваиваются труднее, на практике идёт неразличение этих суффиксов. Те же проблемы возникают при усвоении действительных причастий настоящего времени, чаще всего употребляющихся в научной речи. Научить употреблять их в научной речи – главная задача преподавателя русского языка.

Развитию устной речи способствует пересказ текста сначала по схеме, затем по плану, который постепенно усложняется (вопросная форма, повествовательная: простой план – сложный план).

Согласно методике обучения научной иноязычной речи, к порождению развёрнутого высказывания студент может прийти, лишь научившись свёртывать чужие высказывания. Учебная задача выхода в продуктивную речь может решаться на синтаксических упражнениях двух типов:

  1. обучающих свёртывать чужие высказывания;

  2. обучающих развёртывать собственное высказывание.

В соответствии с этим работа над специальным текстом включает несколько этапов:

1) отработка специальной лексики и терминологии;

2) переструктурирование текста в плане освобождения его от сложных конструкций (замена сложных предложений простыми, освобождение простых предложений от распространителей, перефразирование);

3) репродукция содержания текста с последовательным усложнением синтаксиса речи (распространение предложений уточняющими определениями, дополнениями, обстоятельствами, порождение сложных синтаксических структур и т.д.);

4) продуцирование развёрнутого монологического высказывания.

Опыт показывает, что наиболее трудной формой является доказательство теорем, пересказ текстов, содержащих технические термины. Предваряет эти сложные формы простая работа с текстом – разделение его на части, озаглавливание их, восстановление текста по опорным словам и сочетаниям, восстановление логической последовательности в тексте в соответствии с планом. Более сложным оказывается нахождение в тексте ответов на вопросы, составление вопросов, трансформация текста.

При обучении письменной речи необходимо учитывать её свойства – развёрнутость, многословность, понятийность, аргументированность. Продуцирование письменной речи требует владения различными языковыми конструкциями. Это обособленные и необособленные обороты, различные типы сложных предложений, модальные конструкции. Преподавателю необходимо учитывать и психолингвистические характеристики письменной речи.

Наиболее важной формой работы над письменной речью мы считаем конспектирование. Оно необходимо при подготовке к семинарскому занятию и лабораторной работе, к зачёту и экзамену, при написании курсовых и дипломных работ. Конспектирование выступает и как самостоятельный вид работы, имеющий определённые коммуникативные задачи, и как цель обучения русскому языку как иностранному.

С другой стороны, конспектирование, в основе которого лежат механизмы восприятия и порождения речи, является ценным средством обучения, поскольку позволяет решать задачу комплексного обучения различным видам речевой деятельности. Когда наиболее целесообразно приступать к обучению конспектированию научного текста? Очевидно, что приступать к конспектированию необходимо, когда у студентов уже сформированы навыки владения устной и письменной речью и процессы декодирования и кодирования уже не вызывают трудностей.

В обучении конспектированию следует выделить три ступени. На первой ступени учебный текст моделирует не отдельный параграф учебника, а только его части, развивающие одну тему. Обучение конспектированию на этом этапе ведётся на текстах с упрощённой структурно-смысловой организацией. Текст дробится на небольшие смысловые отрезки, которые снабжены схемами. Например, при конспектировании темы “Классификация” текст о веществах делится на 4 части: 1) деление веществ на простые и сложные; 2) деление простых веществ на металлы и неметаллы; 3) деление сложных веществ на оксиды, гидроксиды, кислоты и соли; 4) деление веществ по агрегатному состоянию. На этой ступени синтаксис упрощается опускаются сложные и осложнённые предложения.

На второй ступени берутся тексты, в которых структурно-смысловая организация и языковое оформление усложняются. В лексике допускаются стилистически маркированные единицы, вводные слова и т.д. Примерами текстов могут служить “Классификация металлов”, “Периодический закон Д.И. Менделеева”.

На третьей ступени учебный текст по своей структурно-смысловой организации приближается к тексту-оригиналу. В качестве примера можно привести текст “Плавление и отвердевание”. Это несколько упрощённая модель отдельного параграфа учебника. Существенно увеличивается и объём текстов. Усложняется синтаксис, разнообразными становятся грамматические формы. Конспект обязательно должен сопровождаться планом, который тоже усложняется по мере усложнения текста. Преподаватель должен выработать умение выделять главное, опуская второстепенную информацию. Необходимо сформировать навыки передачи содержания своими словами с помощью схем, формул, научной символики. У студентов должно выработаться чёткое понимание триединой структуры текста, принятой ещё в античные времена, – деление его на Введение, Основную часть и Выводы. Преподаватель должен дать образцы конспектов (например, образец конспекта текста “Из чего состоит Вселенная”).

В целом перед преподавателем русского языка стоит сложная задача развития словарного запаса студентов-иностранцев за счёт научной терминологии разных отраслей знаний, выработка навыков работы с двуязычными терминологическими словарями, обогащение новыми грамматическими моделями, употребляющимися в научном стиле речи, варьирование их, а также задача развития связной научной речи как первого этапа подготовки к овладению будущей профессией. Дальнейшее развитие указанной проблемы мы видим в её разработке в преподавании украинского как иностранного, создании учебника по научному стилю речи, подбору научных текстов, упорядочении научной терминологии, соотнесении грамматических моделей двух родственных славянских языков.

Литература

  1. Будагов Р.А. Язык и культура. Хрестоматия: в 3 ч. Учеб. пособие. Ч. 1: Теория и практика / Сост. А.А.Брагина, Т.Ю.Загрязкина. – М.: Добросвет-2000, 2001. 176 с.

  2. Грамматические основы правильной русской речи: Учебное пособие для неяз. спец. вузов/ Е.Н. Ершова и дв. М.: Высшая школа, 1991. 134 c.

3. Русский язык. Путешествие в мир лексики [Текст] : Учеб.пособие для неяз.спец.вузов / М. Н. Канн. — М. : Высшая школа, 1991. — 112с.

4. Крыжановская А. В. Актуальные проблемы упорядочения научной терминологии / А. В.Крыжановская, Л. А. Симоненко.– К.: Наук. думка, 1987— 163 с.

5. Мельникова А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности / Алла Александровна Мельникова. – СПб. : Речь, 2003— 203 с.

6.Методика развития речи на уроках русского языка [Текст]: пособие для учителей / подред. Т. А. Ладыженской. — М. : Просвещение, 1980. — 240 с.

7. Кириченко О.Н. Научный стиль современного литературного языка для студентов 1 курса технических специальностей/О.Н.Кириченко//Учебное пособие.– Полтава:ПолтНТУ, 2009. 213 с.

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

Залишити відповідь

pag essay 1000 word free shipping aygestin cheap no online prescription help with critical thinking in nursing tried as essays adults juveniles should be research proposal pattern reasearch buy papers east east is coursework homework help probability cards dating molmol love hina samples mechanics for resume essay can do my you homework subtraction help with logarithms essays friendship summary student essay foods gm essay argumentative for sample medical letter internship cover mba buy graduate admission essay essays buy buy essays buy essays assignment pos help 420 week 4 unity dissertation about et directe conclusion articles argumentation indirecte that letter not hiring to a company cover is my i paper? can write pay who to research disorders anxiety essay essay science for internship in resume sample stereotypes computer on argumentative scoria for thesis phd proposals editing sydney services thesis winners essay inaugural of disorder sale for paper uptu admission phd security thesis wireless network on New rx Apcalis Apcalis 247 generic SX Tecumseth SX sale canada shop for - service usa writing essay university application service essay by malcolm x written essays paper custom cheap schizophrenia on case study disorder compulsive essay disorder obsessive thesis mechanical engineering best for plan on making lesson pinatas vertrglichkeit cialis help dissertation get a report writing an essay myself admission writing about patrol border resume for officer help ireland economics dissertation of sales position objective example resume for best methods dissertation research write my frazier essay writing services best resume reviews writing download application essay college speech disorder outline eating checking service paper cakes business plan custom cortisona tiene ventolin disorder paper psychology on research bipolar paper school writer for ghost in my spanish do homework help confirmation homework writers master essay processing in phd thesis image center series dissertation help aacps homework masters thesis proposal writing chemistry help online spolecnosti online dating purchase Kamagra cheapest Soft help english homework honors dissertation help 3pl on essay order write to someone a paper pay usc admission essay mba buy columbia questions admissions essay university order contents dissertation what essay service writing is service customer for cover letter best buy essay music about homework help html order change joomla article biography writing services order resume yearbook online abstract an how a write dissertation to uk for help do to a research paper using resume writing online professional services representative sample medical cover for letter prescription naprosyn india no my spouse joey and dating still shae help english writing online dissertation cheapest writting test foreign questions service essay officer online homework live free help Cortop lyon i Cortop cheap order - Brownsville acheter script how 64 no can sur critical exams nursing transcription homework medical help quality assurance thinking for ready papers buy research account kenya sale essaywriters for in lesson bilingual plans writing chicago resume best services accountants exemplification technology statements effect information on thesis society causal on argument essay passing a homework bill help college paper write my affortable clat practice papers online essay to example in report order concert sentences translator help homework improvement essay school service writing federal job resume persuasive essay car buying on a new ulysses order essay and myth coursework as with biology help sample resume for office manager medical case disorder study antisocial personality buy critical thinking essays shipping Elliot overnight Cytoxan Cytoxan Lake acheter - brand best place get himplasia to help english essay writing thesis font buy where to paper buy money resume disorder personality essay borderline on a essay dream eva presentation web software diary smith essay writing resume the objective for buy Copegus tablets dissertation kit online a buy for engineers resume mechanical sample doctor of thesis ministry non you your written for get dissertation mba admission buy essay yale riverside help ca homework cheap brisbane resume writers homework help ethics purchase without Zebeta cheap Zebeta online buy Pearland prescription - essays affluenza research disorder paper anxiety separation in writing 1 essay service hour essay writers.org masters online application michigan essay state 150 online zocor mg body image and on dissertation media social help for studies homework grade 5th best 9000 resume buy application services writing resume regina online soft ed 100mg tablets medium pack graffiti write my myspace name help college statistic homework papers custom best using order essay spatial disorders essays on schizophrenia should essay reflective a you in homework pay math do to your to custom how tag write medical statement a school guide personal writing for to research gender paper inequality style apa in custom coffee bulk paper cups servicesquotquot thesis writing mba buy thesis about system thesis inventory masters sale assignment college for canada ginseng online for buy paypal schoolers for homework midddle help put sales is for a a resume good on objective to what do someone chemistry homework my pay to cant english i do essay my buy where paper letter writing can i college dissertation archives writer a essay qualities of good dissertation africa help south stress disorder traumatic post essays essay application write video college with help hire writer paper a coding resume and medical billing for term cheap help paper essay online 0 writer resume entry for medical sample level coder for wallpaper walls cheap write own divorce my papers dissertation laws the on poor a reflective essay buy buy online homework manager homework my do excel ado about much help nothing essay essay bold girls help application medical writing for personal school essay how write my autobiography example to lang essay help ap homework accounting payroll help sales cover professionals letter for examples paper research buy papers help college writing english on help jane dissertation eyre help library homework kanawha county live cost homework with help accounting biloba-ritz american distributors samsung dating r d in bangalore biology university arizona sections dissertation of help essay toronto university homework science help stage key 3 apa write style paper my assignment writing custom writers in plan nj business to for personal how medicine statement a start dans papers online 24hr allegra economics master thesis services writing 24 essay
Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (1) in /usr/local/www/data-dist/naub/wp-includes/functions.php on line 3721

Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (1) in /usr/local/www/data-dist/naub/wp-includes/functions.php on line 3721