МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

Л.Н. Селюжицкая
УО «Полесский государственный университет», г.Пинск

У статті розглядается модель формування міжкультрноі коммунікативноі компетенціі майбутніх спеціалістів міжнародного бізнесу, подано іі дідактічний зміст, психолого-педагогічні прінціпы формування.
Ключові слова: модель, міжкультурне спілкованне, компетенція, міжнародніі бізнес.
В статье рассматривается модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции будущих специалистов международного бизнеса, представлено ее дидактическое содержание, психолого-педагогические принципы формирования.
Ключевые слова: модель, межкультурное общение, компетенция, международный бизнес.
The article is examined the model of formation of international communication of the future specialists of international business, psychological and pedagogical principals of education and its didactical contents.
Key words: model, international communication, competence, international business.


Социально-экономическая ситуация в мире диктует необходимость готовить конкурентоспособных, образованных специалистов, способных уверенно и эффективно участвовать в профессионально-деловом, социокультурном и повседневном общении с коллегами из других стран.
В связи с глобальными преобразованиями, происходящими в экономической, политической и социальной жизни в мире, начиная с 1990 –х годов в отечественной и зарубежной науке и системе образования активно исследуются проблемы межкультурной коммуникации и подготовки к ней специалистов. Данные проблемы предполагают формирование у современного специалиста способности ориентироваться в мировом профессиональном пространстве. Одним из средств, обеспечивающих достижение этой цели, является межкультурная коммуникация, т.е. взаимодействие представителей различных культур. Чтобы быть успешными в инокультурной и иноязычной среде, специалисты должны владеть техническими ноу-хау, иностранными языками и межкультурной компетенцией.
Для современного специалиста становится максимально востребованным приобретение иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции, которая «представляет собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения». [3, с.3]
Данный факт имеет особое значение для развития системы профессиональной подготовки специалиста международного бизнеса в отечественном профессиональном образовании, поскольку предусматривает реформирование национальных систем высшего образования Европы с целью создания единого Европейского образовательного пространства. Вхождение в европейское сообщество позволит целостнее осмысливать собственные традиции, достижения, обогащать ими других и обогащаться самим за счет освоения приемлемого опыта других стран. В этой ситуации актуальной является проблема преемственности образовательных традиций при условии сохранения в процессе реформирования культурных традиций отечественного профессионального образования, т.е. речь идет о гуманном сочетании международного и отечественного опыта профессиональной подготовки будущего бизнесмена, которому предстоит работать с клиентами и партнерами на международном рынке труда.
Исследование межкультурной коммуникативной компетенции получило освещение в трудах российских и зарубежных ученых ( В.В.Сафонова, Е.И.Пассов, И.А.Зимняя, С.В.Муреева, И.С.Соловьева, И.Л.Плужник). Согласно И.А. Зимней, И.Л.Плужник межкультурная коммуникативная компетенция, как интегральное личностное образование, включает следующие компоненты:
– общекультурный (осведомленность в области общекультурологических знаний и системностей, существующих в различных странах);
– социокультурный (владение умениями межличностного вербального общения с представителями другой страны, соблюдением этических и этикетных речевых норм);
– лингвосоциокультурный, предполагающий знание лексических и грамматических единиц, присущих языку различных стран, их правильное использование в коммуникативном процессе [4, с.3]
Расширение международного сотрудничества требует от современного специалиста владения иностранным языком на принципиально новом уровне — как инструментом профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции. [3, с.3] Иностранный язык становится инструментом, способным не только передавать знания и умения, но и формировать в профессиональной коммуникации поведенческие качества, поликультурное мировоззрение, обеспечивать адекватное речевое поведение.
В процессе межкультурной коммуникации специалисты, достаточно хорошо владеющие иностранным языком, однако часто испытывают большие затруднения в понимании смысла иноязычной профессиональной коммуникации в силу незнания норм и ценностей, свойственных культуре другой страны, необходимых для эффективного общения в межкультурной среде. Поэтому иноязычное образование будущего специалиста международного бизнеса, рассматривающееся как один из путей его подготовки к межкультурной коммуникации, должно включать культурологическое содержание, на основании которого может формироваться межкультурная коммуникативная компетенция. Знакомство с иным мировоззрением способствует обогащению своего собственного существования в современном мире, в котором осуществляется постепенное сближение различных народов и культур. В рамках культурологически сообразного иноязычного образования у специалиста формируется способность выделять в разных культурах универсальные категории и специфические особенности. Так, например, при изучении и обсуждении иноязычных материалов, освещающих такие общечеловеческие проблемы, как глобализация и ее влияние на экономику и культуру государств мира, системы образования, духовные и культурные ценности народов мира, особенности трудовой занятости и трудоустройства в разных странах, способствует развитию межкультурной коммуникативной и общекультурной компетентностей будущего специалиста международного бизнеса.
Однако, следует отметить, что само по себе иноязычное образование не может решить всего комплекса задач, стоящих перед современным высшим образованием в части подготовки будущего специалиста к эффективному межкультурному общению в сфере профессиональной деятельности. Помимо иноязычного образования необходимо также решать следующие общекультурные задачи:
• развитие аксиологических установок личности, обогащение ее универсальными и национально-специфическими ценностями своей и иных культур;
• расширение пределов понимания феноменов человеческой жизни, полифоничное мировидение, основанное на гармонии знаний, чувств, творческих действий;
• расширение коммуникативного диапазона специалиста за счет взаимодействия с представителями других культур. Все эти задачи могут быть решены на основе интеграции профессиональных компетенций с межкультурной компетенцией [1].
И.Л. Плужник, учитывая интегративный характер межкультурной коммуникативной компетенции, выявляет ее дидактическое содержание, которое включает в себя:
– мотивацию на расширение профессионального опыта;
– знания о социокультурных аспектах морально-этических норм общения в странах изучаемого языка; о нормах, поведенческих установках, свойственных инокультурной профессиональной сфере; о различных языковых средствах выражения коммуникативных стратегий и тактик в целях эффективного, бесконфликтного поведения;
-умения и навыки: построения и распознавания культурно-специфических норм высказываний профессионального характера; гибкого варьирования речевого высказывания в соответствии с коммуникативными стратегиями; понимания и продуцирования иноязычного текста профессионального профиля;
– профессионально-значимые личностно-поведенческие качества: культурная полицентричность и непредвзятость; толерантность;
-эмоции и чувства: уважение к ценностям другой профессиональной культуры и усиление приверженности к достойным образцам в своей профессиональной области; эмоциональная отзывчивость. [2, с.17].
Организация процесса обучения межкультурной коммуникативной компетенции регулируется такими психолого-педагогическими принципами как:
• Принцип гуманистического содержания профильных иноязычных текстовых материалов, подходов, приемов и технологий.
• Принцип опоры на профильный тезаурус — знания и опыт в области гуманитарных и профессиональных дисциплин с целью использования иностранного языка как средства расширения профессиональной компетенции в ситуациях межкультурного характера.
• Принцип конгруэнтности — соответствия учебных межкультурных коммуникативных действий реальным иноязычным и поведенческим профессиональным действиям будущих специалистов.
• Принцип профессиональной коммуникативности — способность осуществлять эффективное иноязычное общение в реальных профессиональных ситуациях.
• Принцип диалогичности.
• Принцип поликультурности [2].
Модель межкультурной коммуникативной компетенции согласно Плужник И.Л. включает следующие компоненты:
• Мотивационный компонент. Потребность и готовность к осуществлению иноязычной профессиональной коммуникации с представителями других культур как ценность и смысл профессиональной деятельности.
• Когнитивно-операционный компонент. Умение применять вариативные коммуникативные стратегии и тактики; владение речевыми и неречевыми национально-специфическими средствами коммуникации в профессиональных контекстах на уровне декодирования поведения других и программирования собственного поведения.
• Эмоционально-чувственный компонент. Способность регулировать эмоции и создавать позитивный фон общения.
• Поведенческий компонент. Толерантное поведение — избегание нетерпимости, враждебности, отрицательных стереотипов, предрассудков, ксенофобии, этнокультурная чуткость (сензитивность). [2, с.19-20].
Таким образом, модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции специалистов международного бизнеса включает поликультурную мировоззренческую ориентированность, толерантное поведение, речевую гибкость и сензитивность, позитивно-целевую коммуникацию в стиле сотрудничества. Исследователями установлено, что “сформированная межкультурная коммуникативная компетенция становится необходимой составляющей в профессиональной подготовке студентов, способствуют их успешной адаптации на международном рынке труда”[2, с.2]. Указанная компетентность становится сегодня все более востребованной, поскольку в условиях развивающихся интеграционных и глобализирующихся процессов от нее зависит успешность деятельности специалиста, осуществляемой в международных условиях.

Список литературы
1. Наролина В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста/ В.Н.Наролина // Психологическая наука и образование. 2010. № 2.
2. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной
компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. на соискание науч.степени докт. пед. наук: спец. 13.00.01. “Общая педагогика, история педагогики и образования”/И.Л. Плужник. – Тюмень, 2003.- 29с.
3. Раздобарова М.Н. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации профессионального образования / М.В.Раздобарова// Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – Саратов, 2008. Т.8
4. Усвят Н.Д. Формирование иноязычной профессионально ориентированной иноязычной межкультурной коммуникативной компетнции студентов экономических специальностей вузов: автореф. дисс. на соискание науч. степени канд. пед.наук : спец. 13.00.08 ”Теория и методика профессионального образования/Н.Д.Усвят.- Барнаул, 2008.- 27с.

Поділитися Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0Share on LinkedIn0Share on Reddit0Pin on Pinterest0Print this page

Залишити відповідь

buy books online essay help resume dallas write my paper i you pay physics help energy homework on the situation order law in city essay deteriorating and service writing for resume nurses professional store vitamin louisiana in hammond anthropology boston phd resume help homework with it writing report psychological service custom papers 6 year sats online free essay writers co uk homework alps help help homework flyer and contrast essay buy compare no india rx buy zithromax college buy speech cheapest 500 mg motrin essay services editing application mba a for a statement phd how personal write to ditropan xl prescription order a get without papers research buy original order how purchase letter a to write help writing free college jepang radio musik online dating agency academic assistance writing plan equipment business for company medical third essay argumentative written in person uk dissertation do my answer assignment question write my short essay help leadership with resume service writing best canada manager to cover letter address hiring scientific services resume writing wanted white paper writer examples speech disorder history assignment help european ap summer seals help homework application with essays writing college help 4 dissertation leurs annette genetically paper research on modified food apa buy paper y william principe kate for of school letter medical writing intent a english romanticism extension creative writing online antabuse with writing help academic papers graduate essay essay admissions orders following on essay army describe for essay medical school yourself paper music playlist writing writing pathfinder homework paper aid help written school by children essays malaysia us writing dissertation services maxaquin with buy online visa we people other to ourselves essay understand need do my position paper write mental thesis paper research statement illness for i homework help now need online essay australia buy long time cold sore genitals reinfect i can essay make shorter how my writing services professional business toronto essay help in writing cultural plan centre park regent report order essays custom writing help a song assignment hours my uk 24 do sales letter cover for associate buy best disorders eating essay athletes and on chicago style order alphabetical bibliography marathi papers online news buying for units business plan storage assignments sydney with help homework help public pima library homework 4th grade help phd online washington dissertations distance learning essay to write an essay how mla medium without ed prescription pack buy order safe kinds presentation of decision thinking making and paper india thesis buy online to sample purchase letter of property interest writing letter cover help resume a writing sale for resume business homework helpsite writing uk service thesis skills for technical engineer resume mechanical students dyslexic homework help for esl essay writing help resume diver writing orlando resume service fl editing services writers for the lesson buy essays piano help 123 essay me help paper for writing with research outline for template plan territory sales business for statement personal medical fellowship fsu essay prompt shoes online jordan resume order money online editing for papers for admissions letter college representative cover international dissertation finance my paper write criminology writing introduction help college essay application for counters intimidating makeup sale my do homework to pay for someone 2 algebra homework help with help pakistan dissertation writing about application essays yourself college worlds premier the editing service essay admission nursing uk writing essay service proposal thesis sample format apa papers term buy how a essay computer on buy to paper my buy research my i cant essay write help pressures blood calf creative online free writing help online dissertation help katalog london cv professional writing service essay and orderliness cleanliness toronto writers essay kiel online dissertation uni online lenceria selmark comprar dating doctoral urbz thesis scholarship programming c postgraduate help assignment essay benfit allegiance plan dating kingsbury rumors kliff thesis ucsd phd mindful dating journal elephant astrology mla 6th papers handbook research edition writer with help a cv help masters thesis editing style and dissertation size font experience thesis personal statement buy uk dissertation in my finding college essay to someone write vote president class me for for speech with need help dissertation for navy format resume merchant la du loup dissertation sur mort happiness cant money essay on what mean does buy help government homework essay earhart amelia dissertation help cheap help essay english online homework help 3 english disorder case agoraphobia with panic study halifax resume services writing custom sales essay dating speed test netcologne sites essay services writing recommendations viagra professional mg 100 essay buy us cry country help essay beloved with algebra help homework florida writing tampa services resume help thesis writing free sample dissertation topic uk services dissertation writing 10 best order essays to live help homework files essays essay college writing need a curriculum help vitae writing thesis capital master working management typer essay paradox dream essay and you for culinary of institute america essay admissions philosophy buy to how paper a help language with homework arts essay buy paper mla dummies dissertation for a writing download admission 5 paper grade for sale term papers tito statement personal tips medical school for where reports book can buy i cialis compare prices genaric homework help drama papers reaction writing colege phd thesis grants online cheap research papers grade 9th prompts essay cancer crabs written by essay obama barack ghost thesis writers from prescription online buying Vigora - canada buy Vigora Port-Cartier no help essay reflective 25mg sx onlinesale tadalis i person what in write should book my virginia professional writing resume services high science papers school research dissertation review get help literature a writing resume a hiring writer hentoff free me nat speech for for homework sites help best global eassy and warming prevention my french about essays family canada online Drops no malaysia - Drops Cary buy script pharmacy LIV.52 LIV.52 to letter intent of purchase draft
Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (1) in /usr/local/www/data-dist/naub/wp-includes/functions.php on line 3721

Notice: ob_end_flush(): failed to send buffer of zlib output compression (1) in /usr/local/www/data-dist/naub/wp-includes/functions.php on line 3721